Министерство Обороны Российской Федерации от ООО «Ратибор» (г.Самара)
Председатель комиссии Общественной Палаты по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Александр Каньшин выступил с инициативой об использовании пейнтбола для подготовки военнослужащих.: http://top.rbc.ru/society/07/10/2013/880971.shtml
Александр Каньшин отметил несколько важных моментов:
1.Мировая практика применения пейнтбола в целях боевой подготовки давно существует.
2.Пейнтбол не заменит учений различного масштаба.
3.Снаряжение для пейнтбола значительно отличается от боевого оружия, что требует в дальнейшем его доработки.
Основными недостатками пейнтбола, как средства имитации оружия, являются:
-необъективность контроля за результатами боя (игрок может стереть красочный след от поражения);
-низкий диапазон допустимых природных условий (сильная влажность и низкие температуры приводят к запотеванию масок и непроизвольному расколу шариков);
-невозможность вести бой в густой растительности (шарики колются о ветки, не достигая цели).
Тренинговая группа «Ратибор» в 2012 году завершила разработки, изготовила и ввела в эксплуатацию новую игровую модель, имитирующую бой на ближних дистанциях – репинг. Репинг является логическим развитием пейнтбола, устраняя большую часть его значимых недостатков. Его отличительные особенности:
1.Работоспособность в широком диапазоне природных условий (поражающие элементы – шарики не колются, поскольку являются цельными).
2.Применимость в условиях густой растительности.
3.Объективность контроля за результатами боя (у поражённого игрока автоматически отключается оружие).
При этом сохраняется эффект присутствия - потенциальная возможность болевых ощущений от попадания поражающего элемента.
Таким образом, по мнению ветеранов боевых действий, в настоящее время репинг является оптимальной моделью для имитации боя на ближних дистанциях.
Тренировки с применением репинга целесообразно проводить, как дополнение к существующим программам боевой подготовки. Репинг позволяет максимально эффективно выработать навыки выполнения задач в условиях населённых пунктов и лесных массивов, связанных с максимальными рисками («зачистка» зданий и территории, штурм помещений и др.). Такие тренировки позволят повысить уровень специальной и морально-психологической подготовки личного состава и значительно снизить возможные потери при выполнении боевых задач.
ПРЕДЛАГАЕМ:
1.На базе одной из частей запустить «пилотный» проект применения репинга для подготовки личного состава: провести инструкторско-методическое занятие с офицерским составом и цикл тренировок с сержантским и рядовым составом; для дальнейших самостоятельных тренировок осуществить поставку 20 комплектов снаряжения.
2.По результатам «пилотного» проекта скорректировать формат тренировок и по аналогичной схеме проводить работу в других частях.
В настоящее время в г. Самаре имеется база для серийного производства снаряжения и группа специалистов (тренер, техники, спарринг-партнёры) для организации тренировок.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
игровых моделей – имитаторов огневого контакта
(лазертаг, страйкбол, пейнтбол, репинг)
Предлагаемые характеристики выбраны, исходя из целесообразности применения моделей для боевой подготовки. Цель применения моделей в тренировочном процессе – развить у тренируемых навык поведения в заданной обстановке (ситуациях).
Развиваемый навык – поражение на дистанциях 0 – 30 м.* из стрелкового оружия** ограниченных в размерах активных целей***, появляющихся на небольшой промежуток времени (от 0,5 сек.).
Имитация обстановки – сочетание факторов, влияющих на поведение участников тренировки****.
*Дальность действия
Все модели удовлетворяют требованиям. Повышенная дальность стрельбы у лазертага теряет смысл из-за рассеивания луча и возникновения эффекта стрельбы дробью, что не требует точной наводки на цель.
**Имитация оружия
Ни одна из моделей не имитирует полностью боевое оружие. Снаряжение для лазертага и страйкбола выполнено в виде макетов стрелкового оружия; пейнтбол и репинг имеет ряд существенных отличий.
Однако эта характеристика является не столь значимой, поскольку тренировки на игровых моделях не имеют смысла без базовой стрелковой подготовки, во время которой и формируется привычка «рук к оружию». Т.о., тренируемый приспосабливает свою работу с моделью к уже имеющемуся навыку обращения со стрелковым оружием. Тем самым имеющийся навык совершенствуется.
Обратный способ тренировки (от модели к оружию) не эффективен. Весь опыт работы с моделью, кроме ощущения веса оружия, будет напрасен, т.к. наличие отдачи, вспышки, звука и дыма при выстреле сведёт полученные при работе с моделью навыки (сохранение наводки при выстреле, перенос огня, фокусировка зрения в темноте, приём и передача команд голосом…) почти к нулю.
***Активность цели
Тренировка на моделях имеет смысл только в том случае, когда мишень является активной. Это – самая значимая характеристика модели. Под активностью понимается:
1-равная со стрелком способность к перемещению.
2-равная со стрелком способность «поражать» противника.
3-адекватное поведение в случае «поражения».
По первому и второму пунктам все модели удовлетворяют требованию.
По третьему – только лазертаг и репинг, поскольку у поражённого игрока автоматически отключается снаряжение, лишая его возможности стрелять.
****Имитация обстановки
К факторам, влияющим на поведение тренируемых на игровых моделях, относятся:
1-применимость модели в различных условиях окружающей среды.
2-сила удара поражающего элемента (проявляется в звуковых, визуальных и тактильных ощущениях игроков).
По первому пункту требованиям удовлетворяют все модели, кроме пейнтбола (шарики с краской подвержены влиянию температуры и влажности, а также преждевременно лопаются в полёте, задев за ветки и листья).
По второму пункту пейнтбол и репинг удовлетворяют требованиям, страйкбол – частично (из-за небольшой массы шарика), лазертаг – нет (результаты стрельбы не ощутимы до поражения цели).
Результаты упрощённого анализа моделей (без учёта коэффициентов значимости характеристик) выглядят так:
|
Дальность действия |
Имитация оружия |
Активность цели |
Имитация обстановки |
Результаты |
Пейнтбол |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Страйкбол |
1 |
1 |
0 |
0,5 |
2,5 |
Лазертаг |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Репинг |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
Таким образом, из всех моделей максимально эффективными можно считать лазертаг и репинг. Однако, сравнив значимость характеристик «имитация оружия» и «имитация внешней обстановки», оптимальной моделью следует признать репинг.
При применении коэффициентов значимости характеристик, «имитация оружия» получит наименьший коэффициент, а следовательно позиция репинга принципиально не изменится.
Примечания.
1.Из рассматриваемых моделей исключён хардбол, поскольку он имеет потенциальный риск летального исхода и требует тщательной полной защиты тела игрока от выстрела из пневматического оружия.
2.Помимо изложенных выше характеристик, репинг обладает уникальным аспектом психологического характера. Видимо, особенности этой модели вызывают некую совокупность ощущений, которые, в свою очередь, диктуют игрокам определённые формы поведения, весьма схожие с поведением в соответствующей боевой обстановке. Этот аспект в настоящее время рассматривается специалистами кафедры психологии СамГУ.
3.Зона поражения игрока в репинге ограничена шлемом. Специалисты считают, что это способствует развитию более качественного навыка. Стрелок не только практикуется поражать небольшие цели, но «по умолчанию» отрабатывает выстрел в шлем. Именно такое попадание с большей вероятностью, ликвидирует противника. А навык выбора иной цели, адекватной задаче контакта, легко накладывается на предыдущий.
4.Репинг, как игровая модель имеет широкую перспективу развития, связанного с усовершенствованием самой модели и ввода в обращение имитаторов иного вооружения: снайперские винтовки, ручные гранаты, подствольные гранатомёты, лёгкая артиллерия. В настоящее время ведутся разработки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ страйкбола и репинга.
Из таблицы 1 видно, что максимальную перспективу развития имеют страйкбол и репинг. Развитие страйкбола возможно при оборудовании его устройствами фиксации поражения (аналогично репингу). Развитие репинга возможно при оборудовании его корпусами, схожими со стрелковым оружием.
При реализации указанных возможностей развития репинг будет также иметь ряд преимуществ перед страйкболом:
1.Стоимость базового оборудования для репинга меньше стоимости базового оборудования для страйкбола.
2.Оборудование для страйкбола менее долговечно и менее ремонтопригодно, чем оборудование для репинга.
3.Из-за большей массы поражающего элемента репинг имеет значительно больший диапазон условий применения (густая растительность, ветер).